О транспортной безопасности
(с изменениями на 29 июня 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N
158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года).
(Российская газета, N 136, 24.07.2009).
Федеральным законом от 29 июня 2008 года N 131-ФЗ (Российская газета, N
5223, 02.07.2008)
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
19 января 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
2 февраля 2007 года
В целях настоящего Федерального закона используются
следующие понятия:
1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в
том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного
комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей,
материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы
совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
3) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности -
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством
Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в
области обеспечения транспортной безопасности;
4) обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой
государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере
транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного
вмешательства;
5) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс,
включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути,
контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы,
железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные,
специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные
гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи,
навигации и управления движением транспортных средств, а также иные
обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения,
устройства и оборудование;
6) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
7) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования
обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж,
грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж,
грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
8) специализированные организации в области обеспечения транспортной
безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
9) субъекты транспортной инфраструктуры - юридические
и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном
основании;
10) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного
вмешательства;
11) транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях
торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав,
подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного
пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и
уставами;
12) транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры,
транспортные средства;
13) уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса,
соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
1. Целями обеспечения транспортной безопасности
являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса,
защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного
комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной
безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной
безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной
безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение
транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной
безопасности являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области
обеспечения транспортной безопасности;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
1. Обеспечение транспортной безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты
транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
2. Объекты транспортной инфраструктуры и
транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых
осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти,
определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации.
3. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной
безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств проводится специализированными организациями в области обеспечения
транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних
дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе
публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в
сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль
за их применением.
3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности.
4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией
ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в
части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона ,
являются сведениями, составляющими государственную тайну.
1. Количество категорий и критерии категорирования
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в
порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних
дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
экономического развития.
2. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной
безопасности.
3. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют
компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке,
устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта.
1. В целях принятия мер по обеспечению транспортной
безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном
комплексе.
2. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении
степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность
транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования по обеспечению транспортной безопасности,
учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7
настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные
требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной
инфраструктуры.
1. На основании результатов проведенной оценки
уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты
транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной
безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной
безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности.
3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются
информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего
Федерального закона , являются сведениями, составляющими государственную
тайну.
4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами
транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с
органами государственной власти или органами местного самоуправления либо
исключительно органами государственной власти.
1. На работу, непосредственно связанную с
обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного
преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу
психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или
уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов,
органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии
с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного
проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением
проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему,
если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло
менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии
с , имеется заключение органов внутренних ел о невозможности допуска этих лиц к
осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную
опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной
безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в
редакции, введенной в действие с 4 августа 2009 года , - см. ).
1. В целях осуществления мер по обеспечению
транспортной безопасности федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и связи,
создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной
безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
2. Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в
том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о
пассажирах. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:
1) внутренние и международные воздушные перевозки;
2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;
3) международные перевозки морским, внутренним водным и автомобильным
транспортом;
4) перевозки железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным
транспортом по отдельным маршрутам, определенным уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел (пункт в редакции, введенной в действие с 1
января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
3. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о
пассажирах формируются на основании информации, предоставленной:
1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;
2) федеральными органами исполнительной власти;
3) иностранными государствами и организациями в рамках международного
сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
4. Информационные ресурсы единой государственной информационной системы
обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного
доступа.
5. При оформлении проездных документов (билетов) передаче в
автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах
подлежат следующие данные:
1) фамилия, имя, отчество;
2) дата и место рождения;
3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому
приобретается проездной документ (билет);
4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования
(беспересадочный, транзитный);
5) дата поездки.
6. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз
персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них
данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в
действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
7. Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного
государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет
международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской
Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его
на иных законных основаниях, обеспечивают передачу данных, содержащихся в
проездных документах (билетах), в автоматизированные централизованные базы
персональных данных о пассажирах в соответствии с , настоящим Федеральным
законом, если международными договорами Российской Федерации не установлено
иное.
8. Контроль за соблюдением порядка передачи сведений, предусмотренных
настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы персональных
данных о пассажирах осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
1. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики
имеют право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной
безопасности;
2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта, федеральный орган исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,
предложения по обеспечению транспортной безопасности.
2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
1) незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства
на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных
федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по
обеспечению транспортной безопасности в соответствии со
статьей 8 настоящего Федерального закона ;
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов
незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении
причин и условий их совершения.
3. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность
за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по
истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
9 февраля 2007 года
N 16-ФЗ