О безопасности
дорожного движения
(с изменениями на
25 ноября 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 41-42, 04.03.99);
(Российская газета, N 80, 07.05.2002)
(изменения вступают в силу с 1 июля 2003 года - см.
);
(Российская газета, N 5, 15.01.2003);
(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о
порядке вступления в силу см. ).
(Парламентская газета, N 214-215,
21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 254, 14.11.2007) (о
порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ
(Российская газета, N 272, 05.12.2007);
(Российская газета, N 267,
31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 226,
27.11.2009) (о порядке вступления в силу см. ).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
.
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года
Настоящий
Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного
движения на территории Российской Федерации.
Задачами
настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества
граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества
и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения
тяжести их последствий.
Для целей
настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
дорожное
движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в
пределах дорог;
безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее
степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их
последствий;
дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения
по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен
иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на
предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение
тяжести их последствий;
участник
дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе
дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода,
пассажира транспортного средства;
организация
дорожного движения - комплекс организационно-правовых,
организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по
управлению движением на дорогах;
дорога -
обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных
средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает
в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары,
обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Основными
принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет
жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими
результатами хозяйственной деятельности;
приоритет
ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над
ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение
интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного
движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности
дорожного движения.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения
состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов,
принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации.
Обеспечение
безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения
дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном
электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
разработки
и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых
актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил,
стандартов, технических норм и других нормативных документов;
осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности
дорожного движения;
организации
подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и
требованиям безопасности движения;
проведения
комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного
движения;
осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия
транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов
дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных
средств (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года);
лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на
автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской
Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года);
проведения
социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
осуществления государственного надзора и контроля за выполнением
законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и
других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного
движения.
1.
В ведении Российской Федерации находятся:
формирование и проведение на территории Российской Федерации единой
государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других
нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
контроль за
соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения
и
федеральным законам;
создание
федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию
государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
разработка
и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и
их финансовое обеспечение;
абзац
утратил силу с 1 января 2005 года ;
организация
и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными
структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области
обеспечения безопасности дорожного движения;
координация
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области обеспечения безопасности дорожного движения;
заключение
международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности
дорожного движения.
2.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения
безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Российской
Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им
осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности
дорожного движения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года )
3.
Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации
самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными
обязательствами субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с
федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление
части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года )
4.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей
компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного
движения.
Полномочия
органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного
движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года ).
(статья исключена с 15 января 2003 года)
1.
Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов
граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных
усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных
происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами
порядке:
вносить в
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и
совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных
документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
проводить
по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств
дорожно-транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и
представлять интересы своих членов в суде;
проводить
мероприятия по профилактике аварийности.
2.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты
могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий
по обеспечению безопасности дорожного движения.
1. На
территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных
показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями
являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них
граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей
правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных
преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие
состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее
обеспечению.
2. Система
государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и
реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного
движения.
3.
Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и
формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного
движения устанавливается Правительством Российской Федерации.
1. В целях
реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного
движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы,
направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и
снижение ущерба от этих происшествий.
2.
Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким
программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
3.
Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного
движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных
источников.
1.
Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской
Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие
построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил,
стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением
уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора
федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление
государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации о градостроительной деятельности (пункт в редакции, введенной в
действие с 1 января 2007 года).
2.
Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части
обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается
на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на
исполнителя работ.
3. При
проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение
капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на
безопасность дорожного движения.
1. Ремонт и
содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам,
стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к
обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных
осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти.
2.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании
установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным
документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог
(пункт в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2007 года).
Федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в
ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству
этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами
проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения
указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения
потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности,
представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и
расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о
безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
1.
Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с
целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться
уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления в пределах их компетенции.
2.
Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств
на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
1.
Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за
рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в
дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций,
предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности
транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного
движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года).
2.
Ответственность изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, а
также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования,
запасных частей и принадлежностей транспортных средств, подлежащих реализации на
территории Российской Федерации, определяется законодательством Российской
Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года).
3.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на
территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств,
участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской
Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и
выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без
документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям
безопасности дорожного движения, запрещается.
4. После
внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том
числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования,
запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности
дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного
декларирования соответствия (пункт дополнен с 11 января 2009 года).
1.
Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в
дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
2.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном
движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев
транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
3.
Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование
своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В
отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную
обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация
(пункт дополнительно включен с 1 июля 2003 года
).
1.
Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и
зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат
обязательному государственному техническому осмотру.
2.
Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра
устанавливается Правительством Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Пункт 2
настоящей статьи, согласно которому порядок проведения обязательного
государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской
Федерации во взаимосвязи с и
о
проведении обязательного государственного технического осмотра транспортных
средств на платной основе, - поскольку они установлены Правительством Российской
Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему
, и предусматривают взимание платежей неналогового
характера, - сохраняют силу и подлежат применению судами как не противоречащие
с точки
зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством
Российской Федерации.
____________________________________________________________________
1.
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в
исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
2. Нормы,
правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств
устанавливаются заводами изготовителями транспортных средств с учетом условий их
эксплуатации.
3.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и
предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных
средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными
нормами и правилами (пункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2003
года ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года).
4.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны
отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование
транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к
обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим
документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
1.
Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических
неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых
запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
2.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена
установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской
ответственности (пункт дополнительно включен с 1 июля 2003 года
).
____________________________________________________________________
с 1 июля 2003 года считается пунктом 3 настоящей редакции -
.
____________________________________________________________________
3.
Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на
то должностными лицами.
1.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории
Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных
средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями,
обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать
установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха
водителей;
создавать
условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного
и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность
дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и
нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных
средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов
здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по
совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях (абзац в редакции, введенной в действие с 8
декабря 2009 года );
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств
требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства
к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности
дорожного движения.
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (абзац
дополнительно включен с 1 июля 2003 года ).
2.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни
было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими
требований безопасности дорожного движения.
3.
Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским
электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах
действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного
движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям
транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности
дорожного движения.
1.
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения
его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами,
в ведении которых находятся автомобильные дороги.
2.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной
документации, утверждаемых в установленном порядке.
1.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе
комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых
регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено
проектами и схемами организации дорожного движения.
2.
Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности
дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного
движения не допускаются.
3.
Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных
случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно
осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов
внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и
коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской
Федерации. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного
движения.
4.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации
устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.
5. На
дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение
транспортных средств.
1.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в
обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании
кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых,
послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств,
оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях,
обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел
Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также
населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие с 8
декабря 2009 года ).
2. Целью
обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования
является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители
медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
3. Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая
помощь, а также медицинская помощь, которая заключается в:
оказании скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного
происшествия и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение;
оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной
медицинской помощи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря
2009 года)
4.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их
проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину
Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также
порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях устанавливаются федеральным законом.
1. Права
граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации
гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства
Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров
Российской Федерации.
2.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или
нарушать права других участников дорожного движения.
3.
Участники дорожного движения имеют право:
свободно и
беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании
установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных
в настоящего
Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного
движения;
получать
информацию от должностных лиц, указанных в
настоящего
Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения
по дорогам;
получать
полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с
обеспечением безопасности дорожного движения;
на
бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь
при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на
которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность
оказывать такую помощь (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003
года );
на
возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных
повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза
в результате дорожно-транспортного происшествия;
обжаловать
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные
действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения
безопасности дорожного движения.
4.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего
Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов
в части обеспечения безопасности дорожного движения.
1.
Граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей
возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после
соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на
управление транспортными средствами.
К
экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории
"В" и категории "С" могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего
возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных
учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального
образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами,
специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях,
осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных
комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении
ими восемнадцатилетнего возраста (абзац дополнительно включен с 4 марта 1999
года ).
2. Право
на управление транспортными средствами предоставляется:
мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами
(категория "А") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500
килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает
восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса
которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории "Д"
(категория "С"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо
сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим
двадцатилетнего возраста;
составами
транспортных средств (категория "E"), - лицам, имеющим право на управление
транспортными средствами категорий "B", "С" или "Д", - при наличии стажа
управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
трамваями
и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.
1.
Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными
средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме,
предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных
средств соответствующей категории.
2.
Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления
транспортными средствами категорий "A" и "B" в объеме соответствующих программ.
3.
Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих
категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами
исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ).
1. Право
на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим
квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в
настоящего
Федерального закона.
2.
Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим
удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и
международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям
международных договоров Российской Федерации.
3.
Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений
устанавливается Правительством Российской Федерации.
1.
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами
являются:
истечение
установленного срока действия водительского удостоверения;
ухудшение
здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными
средствами, подтвержденное медицинским заключением;
лишение
права на управление транспортными средствами.
2.
Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на
управление транспортными средствами либо ограничение такого права,
устанавливаются федеральным законом.
1.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в
дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях
различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление
образовательной деятельности в установленном порядке.
2.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах
проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями,
разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования,
здравоохранения и социальной защиты населения.
3.
Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на
дорогах включаются в соответствующие федеральные государственные образовательные
стандарты (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря
2007 года N 309-ФЗ).
4. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные
средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам
исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам
безопасного поведения на дорогах.
1.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного
движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения
соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов
Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных
документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного
движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную,
административную, уголовную и иную ответственность.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила
международного договора Российской Федерации.
1.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации обеспечить приведение федеральными
органами исполнительной власти их нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
3.
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения безопасности
дорожного движения, действовавшие до вступления настоящего Федерального закона в
силу, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
10 декабря 1995 года