Поиск
 




Найти
Самое читаемое за месяц
Последние статьи
Новости рубрики
30.04 Контрабандные морепродукты на сумму почти 1,5 миллиарда рублей задержали таможенники ДФО
30.04 Таможня объявила охоту на контрафактные Xiaomi в посылках
30.04 Путин обсудил с главой Pirelli бизнес-климат в России
30.04 Ремонт таможни парализовал автосообщение Грузии с Турцией
30.04 Компания "Антей" первая в России экспортировала в страны Азии живую рыбу
30.04 Казахстан и Узбекистан развивают деловое сотрудничество
29.04 В Екатеринбурге уничтожили пять тонн санкционных фруктов
29.04 Россельхознадзор проверит белорусские предприятия
29.04 На таможне под Псковом загорелись две фуры
28.04 76 тонн яблок и груш уничтожили в Себеже
Статьи рубрики
На форуме АТИ
Коридор для каравана от Бишкека до Еревана
eaes20417_an.jpgВсе пять президентов стран-членов Евразийского экономического союза поставили подписи под Таможенным кодексом. Сетевое издание «Союзное Вече» разбирает, какие правила установит новый документ.

В щадящем режиме
Два с половиной года работы, несколько тысяч правок, сотни экспертов из пяти стран... Работа над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза была масштабной и кропотливой. Установить общие правила оказалось непросто, ведь сейчас в ЕАЭС настоящий разнобой. С одной стороны, никто не отменял нормы Таможенного союза, принятые семь лет назад. С другой, они успели устареть, так что таможенники разных стран работают по внутренним распорядкам. Но скоро правила будут одинаковы для всех. Причем довольно щадящие.
- Общение предпринимателей и таможенников сведется к минимуму, - обещает председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. - Документ ждали представители нашего бизнеса. После вступления в силу Таможенного кодекса мы ожидаем значительного улучшения бизнес-климата в ЕАЭС.
Чтобы привести пять стран к единым стандартам, часть полномочий отдали на уровень Евразийской экономической комиссии. Количество вопросов, которые она регулирует, станет больше в два раза.
Теперь документ должны ратифицировать во всех пяти странах. Планировалось, что Таможенный кодекс вступит в силу 1 июля 2017. Но вот успеют ли проголосовать все парламенты, пока не ясно. Эксперты говорят, что введение новых правил могут отложить до начала следующего года.
В прошлом году не успели
Президенты четырех из пяти стран Союза поставили свои подписи под документом еще в декабре прошлого года, когда собирались в Санкт-Петербурге на заседание Высшего экономического совета ЕАЭС. Александр Лукашенко на саммит тогда не приехал, а вместо самого Таможенного кодекса подписал указ о принципиальном его одобрении.
- Это право любого государства - еще раз внимательно изучить документ, - прокомментировала тогда министр Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.
Белорусские чиновники еще раз изучили текст кодекса, а главное, за это время удалось преодолеть возникшие разногласия между Москвой и Минском. Ведь именно из-за них Лукашенко взял паузу. Даже союзный товарооборот, на сокращение которого он сетовал, в 2017-м показывает неплохие темпы.

eaes20417.jpg












Плюсы и минусы ТК
Электронные технологии
Подать декларацию можно будет онлайн. В интернет уйдет весь процесс растаможки. Бумажные бланки останутся только в качестве резервных носителей. Таможенникам стран-членов союза придется перенастроить свои системы управления рисками - компьютерные программы, которые подсказывают людям в погонах, где, кого и как тщательно проверять. Теперь они будут не ловить нарушителей широким неводом, а действовать точечно.
Скорость
Проходить процедуру таможенного оформления фуры будут за четыре часа. Добиться этого планируют с помощью системы одного окна, отказавшись от проверок документов, подтверждающих данные в декларации. Если компьютерная программа дает зеленый свет, можно будет уложиться всего в несколько минут.
Упрощенный режим
Новый ТК заметно расширяет возможности уполномоченных таможенных операторов. Это фирмы, которые добросовестно соблюдают все требования таможенников и не пытаются их провести. Хорошая репутация позволит им проходить все процедуры в упрощенном режиме. А таможенники смогут сэкономить ресурсы для пристального контроля за подозрительными фирмами-однодневками и другими потенциальными нарушителями.
Duty free
Теперь магазины беспошлинной торговли можно бу-дет открывать и в зоне прилета аэропортов, даже на внутренних рейсах. Нужно только принять некоторые поправки на национальном уровне. Больше того, эксперты прогнозируют, что торговые точки Duty free появятся и на железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска.
Принцип резидентства
Декларацию можно подавать таможенным органам только своей страны, хотя предлагалось разрешить резидентам стран ЕАЭС выпускать товары в любом государстве союза. Получается, если фирма из Киргизии импортирует из Евросоюза, чтобы продавать в России, все равно сначала она должна привезти коробки в Бишкек. Логистика страдает, растут издержки, но менять положение дел наотрез отказался Казахстан. По мнению представителей республики, для отмены принципа резидентства придется менять национальное законодательство, которое трогать не договаривались. Возможно, стороны вернутся к вопросу позднее.
Компетентное мнение
Марина Глазатова, заместитель директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук:
- Любой кодекс - упорядочение и единообразие правового пространства. Вместо многочисленных документов есть один непротиворечивый, логичный и структурированный правовой акт. Новый ТК ЕАЭС углубляет интеграцию, переводя таможенное регулирование на наднациональный уровень. Статус ЕЭК как регулятора усиливается. В ЕАЭС появился еще один масштабный международный договор, закрепляющий и очерчивающий единое пространство - таможенное.
Новый ТК ЕАЭС поспел как нельзя кстати. В последние два года замедлился товарооборот между членами Союза.
По данным ЕЭК, общее сокращение объемов взаимной торговли в 2016-м по сравнению с предыдущим годом составило 3,1 миллиарда долларов, или 6,7 процента.
Такой тренд отмечается не только в экономиках стран ЕАЭС. В недавно подготовленном докладе МВФ, ВТО и Всемирного банка выражена озабоченность низкими темпами и медленными реформами.
На этом фоне начатый ВТО почти десять лет назад, в разгар активной международной торговли, процесс упрощения процедур торговли достиг завершающей стадии, и сейчас члены ВТО один за другим подписывают соответствующее соглашение. В условиях экономического замедления снижение барьеров должно стать хорошим катализатором возобновления активности.
Схожий эффект ожидается и от нового Таможенного кодекса. В случае с ЕАЭС он может даже усилиться, если в союз вступят другие страны.
Фото: armenia-news.ru