Поиск
 




Найти
Самое читаемое за месяц
Последние статьи
Новости рубрики
24.05 Linava ведет переговоры с IRU о 4, 8 млн. евро компенсации
24.05 Через Керченский пролив за минувшие сутки перевезено 940 грузовых машин
24.05 Титов: власти РФ должны утвердить "тестовый период" для весогабаритного контроля
23.05 Из-за визита Владимира Путина в Краснодар не пускают грузовики
23.05 На время Кубка конфедераций FIFA 2017 въезд грузовиков в Казань ограничат
23.05 Запрет на движение грузовиков днем объяснили в Астане
23.05 Через Керченский пролив за минувшие сутки перевезено 782 грузовика
23.05 Пост весового контроля на Волжской ГЭС возобновляет свою работу
23.05 Летние ограничения движения большегрузов на автотрассах Беларуси вступили в силу 23 мая
22.05 В Донецкой области летом большегрузы будут двигаться в объезд
Статьи рубрики
На форуме АТИ
Вошли во вкус
so281216.jpgВ 2017 году ожидается поэтапное повышение стоимости проезда по федеральным трассам. Окончательное решение о сроках и размере повышения тарифа за проезд по ФАД будет принято Правительством РФ в январе. Ритейлеры и перевозчики без оптимизма относятся к таким перспективам, отмечая, что они сильно ударят по их бизнесу. По их мнению, сначала нужно повысить эффективность контроля взимания платы, добиться прироста числа пользователей, а уж потом говорить о повышении цен. Но чиновников мало интересует точка зрения участников рынка.

Система сбора платы за возмещение ущерба федеральным дорогам «Платон» заработала в ноябре 2015 года. Первоначально тариф планировалось установить на уровне 3,73 руб./км, но из-за массовых протестов облагаемых был снижен до 1,53 рубля. С 1 марта плату намеревались удвоить (3,06 рубля), но правительство сохранило льготный тариф, пообещав вернуться к вопросу осенью. По мнению участников самарского рынка, теперь новых протестов не предвидится, поскольку перевозчики просто заложат цену в транспортный тариф. Это повлияет на стоимость товаров в розничных сетях (поскольку до магазинов их могут доставлять именно «жертвы» системы «Платон»), но эксперты надеются, что этот рост окажется не очень значительным. Ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что «Платон» - не главная проблема региональных перевозчиков, к тому же уровень конкуренции на этом рынке не даст игрокам возможности значительно повысить цены на свои услуги.
Зато
более заметным последствием ужесточения условий перевозок может стать ситуация, при которой многие мелкие грузоперевозчики и частные дальнобойщики покинут бизнес или вообще  уйдут в тень.
На данный момент в системе даже не зарегистрированы все грузовики. Хотя крупным логистическим компаниям, располагающим солидным автопарком, за время действия системы удалось адаптироваться, некоторые мелкие игроки исчезли, так как их перевозки попросту перестали окупаться. Другие, наоборот, стали работать нелегально.
По словам замдиректора по развитию транспортно-экспедиционной компании «Вымпел» Дмитрия Меньшикова, сейчас ситуация стабильна, но при повышении тарифа нагрузка ляжет на добросовестных крупных перевозчиков, а те переложат затраты на конечного потребителя, поэтому следует ожидать нового витка повышения цен на товары. Руководитель ООО «Логистик Групп» Даниил Заварихин  более оптимистично смотрит в будущее. По его словам, катастрофы на рынке в 2017 году ждать не стоит, поскольку крупный и средний логистический бизнес найдет способ работать по новым правилам.
Как утверждают в пресс-службе Федерального дорожного агентства, сборы системы «Платон» с учетом «льготного» коэффициента соответствуют прогнозным. В следующем году дорожники заинтересованы в том, чтобы за счет собранных средств выполнить еще большие объемы работ. Плановые ежегодные сборы без учета «льготного» коэффициента составляли 40 млрд рублей, а в связи с тарифом 1,53 руб./км поступления сократились ровно в два раза.
По данным компании «РТ-Инвест Транспортные системы» («РТИТС»), в федеральный дорожный фонд на сегодняшний день перечислено 18,15 млрд рублей. Также в «РТИТС» настаивают, что учитывая тот факт, что в преддверии новогодних праздников грузовые перевозки по федеральным трассам традиционного растут, и принимая во внимание статистику ежедневных поступлений, до конца года она превысит 19 млрд.
Пока резкого роста сборов не видно. Если в среднем за месяц «Платон» перечислял по 1,4 млрд рублей, то с 15 ноября по 15 декабря - 1,45 млрд.
Государство же к настоящему времени потратило 22,9 млрд рублей на ремонт дорог,  что несколько больше, чем собрал «Платон». Из них 10,85 млрд в мае правительство отдало регионам, где дороги находятся в очень плохом состоянии. В том числе Самарская область получила 650 млн рублей. Еще 12,1 млрд с учетом прогнозных поступлений в бюджет было перечислено 19 регионам на строительство, реконструкцию и ремонт 31 сооружения (мосты и путепроводы). «Поэтому мы должны будем, собрав деньги в 2017 году уже по новому тарифу, возместить в федеральный бюджет те средства, которые перебрали в 2016 году», - объясняет министр транспорта Максим Соколов.
Минэкономразвития предлагало заморозить тарифы до конца 2018 года, но эту идею проигнорировали. Сейчас Минтранс РФ рассматривает возможность дифференциации тарифов в зависимости от времени суток, загруженности магистрали, типов транспортных средств, но никаких решений еще не принято. Об этом 16 декабря заявил первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих. Он также напомнил о поручении Президента РФ Владимира Путина рассмотреть вопрос о дифференцированном тарифе в летнее время в период навигации вдоль крупнейших водных артерий. В летнее время тариф может быть выше - с целью стимулировать переход грузов на внутренний водный транспорт.
Дмитрий Баранов,ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- У перевозчиков есть возможность повысить цены на свои услуги, что позволит компенсировать их расходы. Однако нужно учитывать, что уровень конкуренции в грузовых перевозках высок, и полностью компенсировать взимание платы вряд ли удастся. Кроме того, такую возможность повышения стоимости на свои услуги сохраняют и клиенты транспортных компаний, а, значит, стремление компенсировать СВП «Платон» может обернуться для автоперевозчиков ростом собственных расходов.
Алексей Чигенев, экс-депутат Самарской губернской думы:
- С момента ввода система «Платон» стабильно работает. В мае правительство отдало 10,85 млрд рублей на ремонт регионам. В частности, Самарская область получила 650 млн. Но, на мой взгляд, повышение тарифа несвоевременно и направлено на то, чтобы залатать дыры в бюджете. Куда лучшим решением была бы заморозка тарифа, поскольку это снизит нагрузку как на перевозчиков, так и на потребителей.
Даниил Заварихин, руководитель ООО «Логистик Групп»:
- За год существования «Платона» бизнес грузоперевозок адаптировался к системе. Естественно, при повышении тарифа расходы также переложат на конечного потребителя - перевозчики не возьмут это на себя. Немаловажно, что в системе зарегистрированы не все грузовики. Если бы они все были в базе, то и повышать тариф бы не пришлось. К тому же
я не вижу изменений состояния дорог в лучшую сторону. Если бы мы видели разницу, ужесточение платы было бы хоть как-то оправданно.
В регионы не пойдут
Вопрос о распространении системы «Платон» на региональные дороги сейчас не рассматривается, заявил глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в рамках выступления на заседании фракции «Единая Россия». Летом текущего года представители заксобрания Краснодарского края внесли в Госдуму законопроект о запуске аналога системы «Платон» для региональных трасс. Собранные за проезд деньги, как следовало из законопроекта, хотели направить в региональные бюджеты..
После запуска «Платона» грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью, что привело к ее интенсивному разрушению. Это требует значительного дополнительного финансирования из региональных бюджетов. По словам г-на Старовойта, в настоящее время по поручению президента эта тема прорабатывается, но сегодня ответа на вопрос, будет ли вводиться аналог «Платона» в отношении региональных дорог, ни у Росавтодора, ни у Правительства РФ нет.
Фото: mv74.ru