Главная > Рубрика Логистика, грузы > 07.09.2015

Поиск
 




Найти
Самое читаемое за месяц
Последние статьи
Новости рубрики
27.06 В Якутии завершены перевозки жизнеобеспечивающих грузов по Амге и Вилюю
27.06 Грузоперевозки по Грузинской железной дороге с 2012 года сократились на 40%
27.06 Погрузка на транспорте в Китае в мае 2017 года увеличилась на 10%
27.06 Объем грузоперевозок в Молдове вырос на 22,8%
27.06 Белорусские ИП могут получить право начислять НДС по дате отгрузки товаров
27.06 В первой половине июня 2017 г. погрузка на сети РЖД выросла на 2,8%
27.06 Контейнерооборот портов Финляндии в январе-апреле 2017 г. вырос на 2,2%
27.06 Работа переправы Салехард – Лабытнанги на Ямале затруднена из-за шторма
27.06 Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана
27.06 ВМТП завершил сезонные отправки приморского зерна на экспорт
Статьи рубрики
На форуме АТИ
Реклама от YouDo
Создание лендинга клининговой компании - узнать здесь.
Быстрое создание одностраничного сайта - узнать здесь.
Web-студия в Кемерово - узнать здесь.
Беларусь готовится к логистическому рывку
byl.jpgУдвоить доход от логистической деятельности к 2020 году — цель проекта Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016—2020 годы. К концу месяца документ будет направлен на рассмотрение правительства. Проект составлен на основе пожеланий профессиональных участников рынка, высказанных в ходе предварительных консультаций с бизнесом. Кроме того, были учтены замечания Всемирного банка и других международных структур.

Об этом «БР» заверили в БелНИИТ «Транстехника» — одном из основных разработчиков программы.
Документ предполагает совершенствование национального законодательства и администрирования в данной сфере, радикальное улучшение качества подготовки кадров, расширение перечня услуг логистики и ее интеграцию в европейскую систему, широкое использование результатов маркетинговых исследований рынка и прочее. В планах привлечение в логистическую инфраструктуру не менее 790 млн долларов инвестиций, увеличение площади складских помещений классов А и В на 23 %, до 0,9 млн кв. м, наращивание грузооборота логистических центров в 4,3 раза, до 34,9 млн т в год, и создание более 5 тыс. новых рабочих мест.
Как ожидается, реализация отраслевой программы поможет более чем вдвое увеличить совокупный доход компаний от логистической деятельности — до 7,3 трлн руб. к 2020 году.
Ставка сделана на опережающий рост услуг транспортно-­логистических (в 2,6 раза, до 4,9 трлн руб.) и оптово-логистических центров (в 3,7 раза, до 0,8 трлн руб.).
По мнению представителей «Транстехники», указанные показатели вполне достижимы. Оптимизм основывается, в частности, на динамике развития отрасли. В 2014 году объем услуг организаций, осуществляющих логистическую и транспортно-экспедиционную деятельность, увеличился на 38,3 % в фактических ценах (что существенно опередило инфляцию) и составил 1,5 трлн руб.
По экспертным оценкам,
годовой потенциал рынка логистических услуг Беларуси оценивается более чем в 1,5 млрд долларов США, в том числе по складским услугам — более 1,1 млрд долларов.
Тренды надежды
Как следует из проекта программы, на национальном рынке логистических услуг активно протекают процессы слияния, поглощения и консолидации активов, наблюдается усиление позиций компаний с развитой логистической сетью, широким спектром оказываемых услуг и обширной географией перевозок.
Рынок стабильно развивается, предлагает комплексные функциональные решения — от мультимодальных перевозок до дистрибуции торговых сетей со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовкой товарных потоков, управлением сетевыми каналами, развитием аутсорсинга и аутстаффинга.
За последние пять лет значительно расширилась правовая и техническая основа для наращивания объемов и улучшения качества услуг, привлечения инвестиций и увеличения перерабатываемого товаропотока.
Трезвая самокритика
В то же время авторы программы обращают внимание на ряд серьезных проблем. Белорусский логистический центр предлагает своим клиентам в среднем не более 15 из 62 видов работ, которые можно выполнять в рамках СТБ 2306-2013. Для сравнения: в Германии логистические центры оказывают в среднем 70, а в Японии — 110 услуг. Отстает Беларусь и по доле логистики в ВВП: в Беларуси она составляет весьма скромные 7,5 % против 14 % в Литве, 17 % в Германии, 37 % в Сингапуре (см. диаграмму).
О проблемах сигнализируют и относительно слабые позиции в Индексе эффективности логистики Всемирного банка (ВБ). Несмотря на рост с 2,53 бал­ла в 2007 году до 2,64 в 2014-м,
Беларусь опустилась с 74-й на 99-ю позицию. Это объясняется тем, что другие страны развивали свои логистические системы еще более быстрыми темпами. В 2014 году Россия заняла 90-е место в рейтинге, Казахстан — 88-е, Литва — 46-е, Латвия — 36-е, Польша — 31-е.
Обращая внимание на некоторую субъективность исследования, авторы программы признают проблемы развития логистической системы Беларуси. Среди них — дефицит инвестиций в развитие инфраструктуры, несформированность рынка 3PL-услуг, отсутствие системного интегратора уровня 4PL, недостаточная квалификация персонала, несовершенство таможенного и других видов контроля, высокие налоговые и иные издержки, слабая интеграция в международную и европейскую логистические системы и др.
Беларусь не смогла привлечь значимых инвесторов в логистический сектор, а вложенные в инфраструктуру средства (около 0,69 млрд евро за пять лет) не так впечатляют, если сопоставить их с цифрами стран-соседей. Например, только в 2012—2014 годах Украина привлекла в логистику 2,2 млрд долларов.
Сложность процедур и бюрократия местных органов власти в ряде случаев привели к затягиванию сроков строительства логистических центров и к росту расходов инвесторов. Трудно назвать удовлетворительными и показатели экспорта услуг логистики, так как она нацелена в основном на обслуживание белорусских грузопотоков. Согласно данным НАН Беларуси, удельный вес экспорта услуг логистических центров в общем экспорте услуг страны устойчиво снижался: в 2011 году — 0,92 %, в 2012-м — 0,63 %, в 2013-м — 0,59 %.
С 2010 года 22 вуза страны подготовили более 7 тыс. специалистов различной логистической направленности, однако только 30—40 % из них были знакомы с современными принципами управления цепями поставок (SCM, TMS, MRP и т. д.), 70 % выпускников прошли преддипломную практику в логистических центрах или у логистических операторов.
Работа над ошибками
План мероприятий программы по развитию логистической системы на предстоящую пятилетку предполагает совершенствование правового обеспечения отрасли как национального, так и международного уровня (СНГ и ЕАЭС). Запланированы разработка законов «О логистической деятельности в Республике Беларусь», «О товаропроводящих (дистрибьюторских) сетях Республики Беларусь», заключение соглашений с ЕС о международных смешанных перевозках грузов и о свободе автомобильных перевозок грузов и пассажиров.
В 2015—2020 годах Минтранс проведет исследования международных и республиканских товарно-транспортных потоков, изучит техническое состояние логистической инфраструктуры. Минторг займется оценкой эффективности национальной системы товародвижения и ее логистических издержек.
Одной из приоритетных задач называется обеспечение максимальной лояльности государства при таможенном и пограничном администрировании. Обещано уменьшить правовую и техническую нагрузку, связанную с большим количеством нетарифных барьеров и документооборотом. За основу будут взяты рамочные стандарты ВТО и рекомендации № 18 СЕФАКТ ООН, нацеленные на выявление и отмену излишних формальностей и процедур. Заявлено создание единого административного органа по таможенному, пограничному и иным видам администрирования — Национального пограничного агентства.
Продолжится модернизация международных пунктов пропуска для увеличения пропускной способности грузопотоков и ускорения их движения. В планах развитие Е-технологий при проведении таможенных операций и внедрение технологий автоматического принятия решений о выпуске товаров при электронном декларировании.
Госстандарт и Минторг будут работать над сертификацией субъектов логистической деятельности (логистических центров и операторов) на соответствие СТБ 2306-2013 и СТБ 2345-2013, а Минтранс и «Транстехника» — над методологией оценки их эффективности.
В 2016 году начнется формирование системы подготовки специалистов наиболее комплексных 4PL- и 5PL-уровней логистики. На базе крупнейших логистических центров должны появиться центры научно-технического творчества. Кроме того, компаниям обещают предложить образовательные модули для подготовки кадров непосредственно на рабочих местах. Анонсировано создание национального электронного университета в сфере логистики.
Фото: myavto.by
Алесь Герасименко